1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

taxistНа примере лондонских таксистов учёные подтвердили способность зрелого мозга изменяться и наращивать долю серого вещества в ответ на требования профессии. Ученые утверждают, что по мере того, как таксисты изучают улицы больших городов и начинают ориентироваться в них, их мозг подвергается структурным изменениям.

 

Элеанор Магуайр и Кэтрин Вулетт из Университетского колледжа в Лондоне (Великобритания) несколько лет назад уже сообщали об этом феномене: мозг лондонских таксистов отличается от мозга обычных людей увеличенным гиппокампом. По мнению учёных, усиление гиппокампа, отвечающего за память, происходило ввиду необходимости запомнить план города с 25 тысячами улиц — без этого таксист не таксист. Несколько лет назад это было просто статистическое наблюдение; к тому же его результаты предполагали изрядную пластичность мозга у взрослого человека.

 

born

ФМРТ-сканы мозга лондонских таксистов на разных этапах обучения, гиппокамп выглядит как тёмная зона вокруг красной точки. (Фото авторов исследования.)


Действительно, во взрослом мозгу сохраняются некоторые центры образования новых нервных клеток, но могут ли они столь сильно влиять на архитектуру уже, казалось бы, сформировавшегося органа? Кроме того, можно было бы возразить, что увеличение гиппокампа — это следствие работы каких-то генетических механизмов, совершенно не зависящих от профессиональной деятельности человека.

Исследователи продолжили свои наблюдения за мозгом таксистов. На этот раз они взялись проследить за динамикой роста гиппокампа (если, конечно, таковая имелась) в реальном времени. Водители лондонского такси проходят жёсткую подготовку, считающуюся единственной в своём роде: в течение трёх–четырёх лет будущие водители изучают город, а их успехи в этом периодически проверяют в серии строжайших тестов. Как показывает практика, в конечном счёте лицензию получают лишь около половины претендентов.

Так вот, исследователи отобрали группу из 79 претендентов на гордое звание лондонского таксиста и отслеживали состояние их мозга весь период обучения. Параллельно велись наблюдения за группой (31) обычных людей. По ходу обучения лишь 39 будущих таксистов прошли промежуточные испытания. Так что на руках у нейрофизиологов оказались три группы данных: от обычных людей, от квалифицированных таксистов и от таксистов-неудачников.

Вначале никакой разницы в строении гиппокампа ни у кого из испытуемых не наблюдалось. Но по мере обучения будущие таксисты вырвались вперёд: у них отмечался рост задней доли гиппокампа. При этом те, кто сошёл с дистанции, не отличались от обычных людей. Ранее учёные также фиксировали увеличение передней доли гиппокампа, но на сей раз они подобного не увидели. По их мнению, эта зона может активироваться позже и под управлением задней доли. Что касается памяти, то прошедшие испытание новоиспечённые таксисты лучше помнили городской ландшафт, чем прочие участники эксперимента. Но их память была весьма специализированной: так, они хуже остальных запоминали сложные визуальные образы, не имеющие отношения к плану города. Результаты исследований учёные опубликовали в журнале Current Biology.

Итак, теперь можно с большей уверенностью утверждать, что первоначально наблюдавшееся увеличение доли серого вещества в мозгу водителей такси было обусловлено именно профессиональной деятельностью, а не простым совпадением. То есть мозг взрослого человека действительно может адаптироваться к новым условиям вот таким радикальным образом. Это хорошая новость для тех, кто внезапно решил сменить род занятий: они могут рассчитывать, что мозг поддержит новое начинание.

Но для учёных всё ещё остаётся непаханое поле работы. Было бы, к примеру, интересно узнать, как именно приспосабливается мозг — за счёт продукции новых клеток или из-за усиления и увеличения числа синапсов. Кроме того, главный вопрос — «Врождённое или благоприобретённое?» — остаётся без ответа: ведь вполне может быть так, что сама способность гиппокампа увеличиваться есть врождённый генетический признак и людям без него не стать таксистами в Лондоне, как бы они ни старались.

 

Для справки:На ряду с множеством такси в Лодоне есть знаменитое черное такси — кэб.Водитель черного кэба сегодня — не просто таксист, но по совместительству еще и экскурсовод. Чтобы умело рассказывать пассажирам о попутных достопримечательностях Лондона, водители черных кэбов проходят трехгодичные курсы.Количество улиц Лондона, только в черте города, составляет 1358Протяженность дорог и улиц Лондона составляет 13 600 км, автобусных маршрутов — 3730 км, линий метро — 329 км.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить